Лейдермановские чтения—2012

Аксиологические аспекты литературы

30 марта в Институте филологии, культурологии и межкультурной коммуникации по инициативе кафедры современной русской литературы состоялась XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы».

Тема этого года — «Аксиологические аспекты литературы». В ее обсуждении приняли участие филологи из Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска, Перми, Верхней Пышмы, Кемерово. На заседаниях 6 секций были прочитаны и обсуждены почти 50 докладов, посвященных проблемам современного прочтения классики, ценностным ориентирам литературы XX в., разным граням современной литературы для детей и подростков, месту литературы в социокультурном контексте, новым путям изучения литературы в школе, инновационным технологиям на уроках литературы.

Особенностью конференции этого года стало участие с докладами не только вузовских и школьных преподавателей литературы, но и студентов, и даже школьников. Таким образом, в обсуждении актуальных вопросов аксиологии литературы приняли участие все заинтересованные стороны: и те, кто формирует круг чтения, и те, кто репродуцирует его и организует процесс культурной коммуникации, и те, кому адресована книга — читатели. Особо хочется отметить интересные доклады библиотекарей — настоящих энтузиастов, успешно пропагандирующих книгу в среде детей и подростков: Т. А. Махалиной (библиотека им. М. Горького, Орджоникидзевский район) и Н. Р. Жамалетдиновой (Муниципиальное объединение библиотек). Ролевые игры и сайты, конкурсы и премии, аннотирование только что изданных, буквально еще «теплых», книг, содружество с писателями — все это звенья большой работы библиотек по приобщению молодого поколения к чтению.

На утреннем заседании своим опытом проведения занятий в классах разных параллелей и даже для студентов ИФК и МК поделилась ученица 10 класса МОУ СОШ № 200 Александра Храмцова. Сфера ее интереса — визуальная поэзия как особая форма существования художественного слова. Помимо теоретической характеристики визуальной поэзии и краткого обзора ее истории, А. Храмцова подробно представила формы и способы изучения данного феномена в школе. Проведенное докладчицей анкетирование показало, что сочинение акростихов, буриме, шарад очень увлекает, активизирует интерес к поэзии как таковой и в пятом классе, и в десятом, и у студентов УрГПУ. Тема была продолжена в обстоятельном докладе магистрантов Алены Уссовой и Марии Васенькиной о современной видеопоэзии. Доклад вызвал живой интерес у слушателей, студентки сразу получили предложение провести уроки в трех школах города. Л. И. Стрелец, опытный методист из Челябинска, вернула аудиторию от захватывающе-визуального к проблемам собственно словесного текста. Она охарактеризовала причины неадекватного понимания текста современными школьниками, типы ошибок и возможные пути их преодоления.

Мастер-классы, проведенные шестью учителями-практиками и вузовскими преподавателями, продемонстрировали возможность сочетания глубокого научного подхода к изучению произведения с увлекательной формой его подачи на уроке или лекции.

Конференция показала, что слухи о кризисе литературоцентризма в современном обществе оказались весьма преувеличенными — книга по-прежнему играет роль хранителя и развития ценностной системы личности и всего общества. Да, конфигурация литературного поля в условиях книжного рынка меняется, засилье «гламура» порождает известную деформацию читательских вкусов, массовая литература попадает в руки школьников в ситуации внеурочного чтения гораздо чаще, чем классика, однако совместные усилия родителей, учителей, библиотекарей приносят свои плоды.

По итогам конференции будет издан сборник материалов. В конце октября 2012 решено провести Круглый стол по проблемам изучения новейшей литературы в школе. Обсуждение аксиологических аспектов литературы продолжится на страницах журнала «Филологический класс».

Нина Барковская
 
© 1985–
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 279
Тел.: (343) 235-76-66
Сайт сделал Константин Когут в 2012 году
kosfunpix@yandex.ru