Лейдермановские чтения—2013

Пространство литературы: контексты и проблема границ

29 марта по инициативе кафедры современной русской литературы в Институте филологии, культурологии и межкультурной коммуникации состоялась XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе — Лейдермановские чтения». Программа конференции включала более 90 докладов вузовских и школьных преподавателей литературы из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Кемерово, Челябинска, Перми, Тюмени, Екатеринбурга.

Тема конференции этого года — «Пространство литературы: контексты и проблема границ». Актуальность темы обусловлена как изменением параметров социокультурного пространства, так и существенными переменами в статусе и содержании литературного образования. Доклады, прочитанные на пленарном заседании, будучи достаточно провокативными, заострили обсуждаемую на конференции проблематику. Так, д. филол. н, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, автор новейших учебников по литературе для старших классов, один из составителей списка из 100 рекомендованных книг для школьного изучения, И. Н. Сухих настаивал на незыблемости принципов историзма и неприкосновенности «большого канона» классики. Однако при обсуждении доклада в репликах выступавших проблематизировалась объективность канона и высказывались мнения о необходимости более широкого присутствия в школе произведений современной литературы. Доклад д. филол. н., профессора Челябинского государственного университета М. В. Загидуллиной был посвящен критическому рассмотрению этических и психологических основ актуальной литературы, переставшей быть «учебником жизни» и избравшей роль «клиники», врачующей/внушающей различные «патологии». Пафос доклада заключался в призыве к поиску социального и экзистенциального «позитива». В полемике по докладу прозвучала мысль о невозможности унифицировать современный литературный процесс, состоящий из разнородных стратов, направленных на различные читательские аудитории и выполняющих разные функции. Роль современной литературы не сводится только к «учительству» или «клинике».

Второе проблемное поле на пленарном заседании было связано с кризисом литературоцентризма и ситуацией не-чтения. В докладе к. филол. н. Е. А. Асоновой (Москва) были предложены технологические приемы приобщения детей к чтению, вызвавшие острый интерес учительской аудитории. В частности, способом приобщения к чтению были названы экскурсии по памятным литературным местам, проводимые в особом формате: главным режиссером экскурсии выступает учитель литературы, который выстраивает интригу экскурсии, её «драматургию», а также организует проектную работу учащихся, результаты которой как раз и озвучиваются в ходе экскурсии. Студентка 5 курса ИФК и МК В. А. Семагина поделилась опытом успешного проведения урока по творчеству современной молодой поэтессы А. Кудряшовой, доказав возможность приобщения старшеклассников к современной поэзии, весьма отличающейся от поэтической классики.

После пленарного заседания состоялся Круглый стол, посвященный обсуждению книги А. Жвалевского, Е. Пастернак «Я хочу в школу!». В обсуждении книги приняли самое активное участие ребята из МОУ СОШ № 200 и Лицея СУНЦ УрФУ. Как ни странно, ученики этих элитных учебных заведений посчитали книгу, описывающую «идеальную» школу, недостаточно реалистичной. Однако разговор получился не столько о художественных достоинствах произведения и о предложенных в нем принципах проектного обучения, сколько о психологических проблемах современных старшеклассников, их мотивации к учебе и жизненных стратегиях. Порадовало, что ребята высказывались свободно, чувствуя себя равноправными с учителями и вузовскими преподавателями.

Далее работа конференции была организована по 8 секциям, посвященным проблемам традиции и новаторства в зарубежной литературе, методике преподавания литературе в школе, жанровым конвенциям русской классической литературы, стратификациям современного литературного поля, жанрово-стилевым процессам в литературе XX в., стратегиям трансгрессии в современной литературе. Несколько затруднила работу конференции нехватка аудиторий и технического сопровождения докладов. Оргкомитет выражает свою признательность администрации Института иностранных языков и Института специального образования, а также Научной библиотеке УрГПУ за предоставленные аудитории. На итоговом заседании участниками конференции была подчеркнута ценность того, что «Лейдермановские чтения» охватывают и проблемы литературоведения, и вопросы методики преподавания литературы

По результатам конференции планируется издание сборника материалов. Наиболее концептуальные доклады будут опубликованы в журнале «Филологический класс» и «Уральском филологическом вестнике».

Нина Барковская
См. также галерею
 
© 1985–
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 279
Тел.: (343) 235-76-66
Сайт сделал Константин Когут в 2012 году
kosfunpix@yandex.ru